Фотосъемка на борту - фотограф Сергей Богданов :: sailingphoto.ru

SAILINGPHOTO.RU - ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЯХТЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ

Sail TV представляет:

Коммерческая фотосъемка

commercial

Раздел находится в разработке пожалуйста, зайдите позже!

Центр яхтенной подготовки AMC

Для любого фотографа, чьей основной темой является парусный спорт и яхтинг во всех его проявлениях, очень важны постоянные контакты с интересными и увлеченными морем людьми. Один из моих старых и добрых друзей, с которым я прошел не одну тысячу морских миль и снял не одну сотню кадров, кстати, не только как фотограф, но и шкипер, и яхтенный инструктор, - Яхтенная школа Центра яхтенной подготовки АМС

Ребята отличаются очень высоким профессионализмом, легкостью на подъем и необычайным энтузиазмом, с которым они воплощают в жизнь все свои проекты, будь то традиционное обучение будущих яхтенных капитанов, экзотическая флотилия на Таити или веселая приключенческая регата в Греции или Хорватии, – с ними всегда приятно работать.

Главная arrow Статьи arrow Фотосъемка на борту
Фотосъемка на борту
Написал Сергей Богданов   
Опубликовано в журнале "Капитан Клуб" №3 2006
Удовольствие от плавания, как известно, получают несколько раз: сначала в процессе путешествия, а затем – вспоминая поход зимними вечерами и рассказывая о нем друзьям. С неизменным просмотром фотографий. Яркость этих воспоминаний зависит от качества и художественного уровня снимков. Можно смело утверждать, что фотоаппаратов на борту наших яхт и катеров больше, чем, например, эхолотов, однако публикаций об особенностях фотосъемки на воде в яхтенных журналах практически не встретишь. Специализированные фотоиздания тоже не жалуют морскую тему. Советами, как сделать фотографии интересными и насыщенными, согласился поделиться профессиональный яхтенный фотограф, член Союза журналистов Сергей Богданов.

ВЫБИРАЕМ ТЕХНИКУ

Широкоформатные и среднеформатные камеры.

Широкоформатными камерами с размером негатива 9 х 12 см и более с мехом и наводкой по матовому стеклу делали репортажи с Кубка “Америки” в XIX в.; и сегодня таковые еще остались и обеспечивают наивысшее возможное качество. Но не пытайтесь снимать такой камерой на яхте. Современные аппараты “среднего формата” (6 х 4,5 или 6 х 7 см) имеют автоматические режимы и автофокус, что по скорости съемки приближает их к узкопленочным “зеркалкам”. Качество фотографии пригодно для любых областей рекламно-издательской деятельности. Стартовый комплект оборудования – от $4000. Появление такого аппарата на яхте говорит о том, что его владелец, скорее всего, профессиональный фотограф. Или у него дома еще две такие же камеры... и “BMW Z-4” в гараже...

Узкопленочная (35 мм) техника.

Некогда самый популярный и массовый класс. Сейчас большая часть его приверженцев пытается доказывать преимущество пленки перед “цифрой”. Но будем реалистами: у вас дома сидит оператор проявочной машины с тестовыми полосками активности проявителя, а на кухне – сканер, хотя бы “Imacon”? Нет? Тогда забудьте про мегапиксели и тональный диапазон. Просто вам это нравится. Тем не менее на яхтах узкая пленка еще долго будет использоваться благодаря большому количеству приобретенных в прежние годы камер, широкому выбору сменных объективов и стоимости стартового комплекта от $300.

Цифровые зеркальные фотоаппараты (Digital SLR)

  • Камеры с полнокадровой матрицей (24 х 36 мм). Полный аналог узкопленочной “зеркалки”. Разрешение – 12–16 мегапикселей (размер файла 50 Мб), скорость съемки – 4 кадра в секунду. Профессиональные камеры для репортажной и студийной съемки. Сменная оптика пленочной камеры подходит без пересчетов и поправок. Стартовый комплект – от $3500. Лучшие аппараты для серьезной съемки на яхте в силу высокого качества матриц и изображения.
  • Камеры с матрицей формата APS-С (15 х 22 мм). Небольшие размеры кадров, невысокая скорость съемки поначалу ограничивали их применение в профессиональной фотографии. Тем не менее, развиваясь, именно этот класс аппаратов стал, с моей точки зрения, “могильщиком” “узкой” камеры. Судите сами: 8 мегапикселей (размер файла RAW – 24 Мб), скорость – до 8 кадров в секунду, возможность использования всей линейки объективов пленочной камеры. Да, конечно, можно говорить о передаче деталей “в светах”, о “пикселизации” наклонных линий, но для поклонников “чистой фотографии” бескомпромиссным является только средний формат. Площадь кадра у DSLR APS-C примерно вдвое меньше, чем на пленке, из-за чего фокусное расстояние “пленочного” объектива надо умножать на коэффициент (1,6 или 1,4), так называемый “кроп-фактор”. Это ограничивает возможность широкоугольной съемки. Зато для любителей съемки телеобъективом это, скорее, преимущество: объектив F-200 мм прибавит около 100 мм к своему фокусному расстоянию. Широкоугольная съемка такими камерами возможна с использованием специально разработанных для них объективов с фокусным расстоянием от 10 мм. Стартовый комплект оборудования – $1000.
  • Однообъективные незеркальные фотоаппараты (попросту – “мыльницы”) Вот эта вещь у вас точно будет на яхте, хотите вы этого или нет. Большой выбор, невысокая стоимость и компактность высокотехнологичного устройства, позволяющая носить его в кармане. В этих аппаратах условно все: корректность экспозамера, точность автофокуса, качество оптики, быстродействие, эргономичность. Безусловно лишь то, что распространены они по всей планете. С “мыльницами” летают в космос, спускаются на дно морей и океанов, прыгают с парашютом. И, конечно, берут с собой в плавание. Стартовый комплект оборудования – $200.
  • “Фотоаппаратообразные” Телефон, микрокомпьютер, плеер с фотоаппаратом. Они снимают даже кино, вот только кофе не варят... На яхтах есть и будут, пока производитель производит, а потребитель потребляет.

ВЫБОР КОМПАКТНОЙ ЦИФРОВОЙ КАМЕРЫ

Во-первых, задайте себе вопрос, будете ли вы печатать фотографии форматом больше А4 и нужно ли вам 8–10 мегапикселей (в современном фотоаппарате не редкость). Эти снимки придется где-то хранить, да и карт памяти нужен изрядный запас. Если их не хватит, можно снизить качество снимка и получить на камере 10-мп качество хуже, чем на 4-мп. Большее разрешение при том же физическом размере матрицы, как правило, достигается ценой ухудшения других качеств – чувствительности, шумов и т.д.
А вот быстродействие и эргономичность я бы поставил на первое место. В разнообразных погодных условиях, которыми отличается съемка на яхте, предпочтительно иметь “ухватистую” камеру с развитым захватом для руки. Это предотвратит выскальзывание ее из мокрых рук и позволит держать ее крепче, что положительно скажется на резкости.
Желательно, чтобы объектив не имел выдвигающихся частей – наилучшей “лазейки” для воды. Кроме того, такие объективы не позволяют пользоваться защитным светофильтром. Да и чего можно ожидать в плане качества изображения от “фаллоимитатора”, который выезжает из коробочки размером с пачку сигарет и колеблется от порывов ветра?
Маркировка “All weather” или “Weather resistant” говорит о том, что камера в некоторой степени защищена от влаги. Скорее всего, в виде тумана, легкого дождя, брызг. Не стоит особенно рассчитывать на реальную защиту таких камер – производитель обычно не объясняет, что он вкладывал в это понятие. (Существуют и камеры, допускающие полное погружение в воду, но качество снимков и функциональность их, как правило, соответствуют начальному уровню. Другое возможное решение – подводный бокс, тяжелое, громоздкое устройство, по стоимости сопоставимое с камерой. – Прим. ред.)
Оптический стабилизатор изображения. Весьма полезен во время качки, позволяет получать резкие кадры при меньшей освещенности.
Ручная установка выдержки. Даже небольшие колебания камеры за время открытия затвора приводят к смазыванию, особенно удаленных предметов. При съемке с рук существует правило: число выдержки должно быть не меньше фокусного расстояния объектива (в пересчете на 35-мм кадр). Так, с 50-мм объективом выдержка должна быть не меньше 1/50 с, а с 300-мм объективом на “полукадровом” “цифровике” (кроп-фактор 1,6) необходимо ставить выдержку не меньше 300 х 1,6 = 480. Устанавливаем 1/500. Но на воде и это значение приходится увеличивать в зависимости от интенсивности качки, иногда в 2–3 раза, насколько хватает света.
Видоискатель. Желательно оптический, а не ЖК-дисплей: на ярком солнце на нем ничего не видно; кроме того, при качке держать камеру перед собой в полусогнутой руке – верный способ получить смазанный снимок. Наконец, дисплей потребляет много энергии, и аккумуляторы садятся в самый неподходящий момент.
Вот и получился образ “средневзвешенной” камеры для съемки на борту:
  • сравнительно большая, которую удобно держать одной или двумя руками;
  • с хорошим быстродействием;
  • со светосильным zoom-объективом, по принципу: чем больше, тем лучше (в смысле диаметра линз и кратности), с резьбой под защитный светофильтр;
  • c режимом приоритета выдержки или хотя бы спортивной съемки;
  • желательно с оптическим стабилизатором изображения и с оптическим видоискателем.
  • При всех очевидных плюсах зеркальной камеры, чтобы работать с ней, нужны обе руки, а в шторм это не всегда возможно. Есть вариант – два аппарата: зеркальный для качественной съемки в спокойной обстановке плюс защищенная от воды “мыльница” под рукой, чтобы не пропустить интересный кадр в экстремальной ситуации.
    Приобретать цифровой аппарат лучше в таком магазине, где позволят отснять десяток пробных кадров и записать их для внимательного изучения дома на компьютере.
    Только так можно оценить реальное качество снимков до, а не после покупки. Вместе с камерой желательно купить защитный светофильтр, а также поляризационный, позволяющий притенить солнечные блики на воде, подчеркнуть фактуру облаков и добиться других эффектов. – Прим. ред.

    АППАРАТ НА БОРТУ

    На яхте камера находится в неблагоприятных условиях: повышенная влажность, дождь, туман, брызги, а на солнце – высокая температура внутри яхты. Вот несколько рекомендаций, которые позволят продлить жизнь вашей камеры.
    Больше всего от влажности страдают источники питания. Желательно иметь несколько комплектов батарей или аккумуляторов и хранить их в герметичных контейнерах или пакетах. Там же следует держать карты памяти.
    Герметичные пластиковые чехлы (например, “Aquapac”) защитят аппарат, но необходимо помнить: открывать такой чехол с камерой можно ТОЛЬКО в сухих условиях, желательно при прямом солнечном свете, иначе конденсат навредит камере. (Это относится и к подводным боксам.) Внутрь можно положить пакетик силикагеля.
    При покупке чехла следует убедиться, что zoom-объективу ничего не мешает (если он выдвижной). Чехол должен иметь прочный шнурок на руку или на шею и при этом не болтаться, задевая за лебедки, релинги и такелаж. Если автофокус работает в таком чехле корректно, то лучше научиться снимать “от бедра” – пытаясь разглядеть изображение на мониторе, можно пропустить интересный сюжет.
    Камера без чехла. Все, что вы можете сделать для своей камеры в таком случае, – защитить хотя бы перед-нюю линзу объектива УФ-фильтром (хорошо бы еще и блендой). Имейте наготове запас синтетических безворсовых салфеток, чтобы быстро вытереть защитный фильтр или всю камеру от попавшей на нее воды. Поверьте, даже влажная салфетка способна предотвратить попадание воды в разъемы корпуса; защитный фильтр можно вообще не жалеть. Если прятать камеру под непромоканец, от перепада температуры она может запотеть изнутри, между линзами, и высушить ее удастся не скоро.
    И, наконец, о страшном. Попадание камеры в воду. Я придерживаюсь точки зрения, что камера должна работать везде, а волна, накрывшая с головой вас и камеру – просто неизбежная плата за возможно удачный кадр. Но вы можете думать иначе...
    Фотоаппарат, в особенности электронный, полностью попавший в воду, скорее всего на месте починить не удастся. Небольшой шанс есть в случае, если он был выключен, хотя на матрицу вода все равно попала. Фотоаппарат, который “поймал” волну или висел у вас на шее в проливной дождь, скорее всего, будет жить. Первое, что надо сделать – выключить питание, быстро вынуть батарейки, в том числе и батарейку даты (если такая есть), и карточку памяти. Желательно делать это сухими руками. Протереть весь аппарат, особенно места соединения деталей, влажной тканью (чем солонее вода, тем более влажной должна быть ткань). В идеальном варианте – положить камеру в продуваемое, защищенное от солнца место. Не убирайте камеру в пакет, не накрывайте одеялами и подушками.
    Через час–два можно попробовать поставить источники питания на место и включить камеру. Уф-ф... Работает. Чистыми салфетками протрите все оптические поверхности, и можно ставить карточку и продолжать работать. Старые механические камеры чистить проще. Снимается объектив, вынимается пленка. Корпус погружают на некоторое время в пресную воду, затем в дистиллированную, затем в чистый спирт (лучше изопропиловый). После сушки камеру необходимо как можно быстрее смазать – спирт растворяет смазку.
    Еще несколько советов для фотографа на яхте: находясь на палубе, не выпускайте камеру из рук, никогда не кладите ее на борт, палубу рубки, столы и диваны в каюте.

    ПТИЧКА ВЫЛЕТАЕТ

    Процесс съемки – суть практическое применение рекламного принципа “мыльниц”: “point-and-shoot” (навел – нажал). Очень просто вскинуть камеру, но как сложно сделать это в нужный момент!

    Съемки регат.

    Как правило, вы сами участник регаты. Как только раздается сигнал “Старт открыт”, камеры обычно убирают подальше. Но именно в это время и стоит снимать – яхты находятся близко друг к другу. Просто не выпускайте камеру из рук. На знаке это проделать будет сложнее, так как придется работать с парусами, на финише – неинтересно, нет динамики, да и финишируют яхты обычно с большим отрывом. Откренивая на наветренном борту, можно найти несколько минут для поиска интересного ракурса. Распространенная ошибка при съемке регат – фотоснимки яхт до или между стартами, при потравленных парусах и убранных стакселях. Зрителю сразу понятно, что ничего не происходит.
    Композиция кадра по наиболее известной версии должна соответствовать “правилу одной трети”: кадр делится на 3 равные части вертикальными и горизонтальными линиями, вдоль которых располагается сюжетно важная часть снимка.
    Наиболее значимые объекты желательно располагать не по центру кадра, а в точках пересечения этих линий. Линия горизонта тоже должна делить кадр не посередине, а в соотношении 1/3 – 2/3 либо проходить по границе кадра. Мы привыкли читать слева направо, поэтому считается, что смысловой центр надо располагать в правой части снимка. И, конечно, значимые объекты в кадре не должны перекрывать друг друга или быть “обрезанными”.
    Движение в кадре. Любой объект, даже неподвижный, обладает внутренней динамикой и требует в кадре места для своего “движения”. Объекты должны “въезжать” в кадр, а не “выезжать” из него.

    Пейзаж.

    Все сказанное относится и к съемке пейзажа, с той лишь разницей, что времени на выбор объекта и точки съемки больше. Борт судна – не самая удобная площадка для пейзажной фотографии. Как правило, наиболее интересные моменты случаются на восходе и закате солнца, то есть при низкой освещенности. На суше проблема решается установкой камеры на штатив, на яхте же надо принять самую устойчивую позу, опершись локтями о палубу, или прижаться к мачте. Кроме того, на яхте трудно подобрать подходящий передний план, без которого фотография выглядит безжизненной, плоской.
    Фотографическая широта, или диапазон яркостей цифровой матрицы примерно вдвое уже, чем диапазон, воспринимаемый человеческим глазом. Можно сказать, что пленка не любит недоэкспонированных кадров, а “цифра” – пересвеченных. Чтобы, например, облака или белые паруса на темной воде не выглядели бесформенным белым пятном, используйте отрицательную коррекцию экспозиции или точечный замер экспозиции по самым ярким объектам в кадре. Если же главное в кадре – плохо освещенные лица на светлом фоне, – придется пожертвовать фоном и замерять экспозицию по лицам. В яркую солнечную погоду проработать тени на переднем плане часто помогает вспышка.
    Для получения хороших отпечатков отснятый цифровой материал необходимо дорабатывать на компьютере (кадрировать, корректировать яркость, контраст, наклон горизонта и т.д.)... Но это уже тема для отдельной статьи.

    СОВЕТЫ

    Самые интересные снимки получаются в неблагоприятных условиях (дождь, туман) или в неожиданные моменты (“зеленый луч”, солнце сквозь тучи, радуга, надвигающийся шквал).
    Солнце в кадре – сюжет всех фотографов. Если камера не зеркальная, старайтесь делать такие кадры быстро, не держите долго объектив направленным на солнце: матрица не пленка – сгорит – не перемотаешь!
    Вертикальный формат кадра часто дает намного более выразительный снимок.
    Всегда берите с собой инструкцию к фотоаппарату.
    Во-первых, яхта – это удачное место, чтобы с ней ознакомиться. Во-вторых, современная фототехника имеет множество режимов и настроек, запомнить (или вспомнить) которые подчас невозможно. Чтение инструкции, как ни парадоксально это звучит, может подкинуть хорошую идею о способе и даже сюжете следующего кадра.
    И последний важный совет. Правила создаются, чтобы их нарушать. Вы можете и должны их знать, но каждый раз находить такой взгляд, которым только вы смотрите на окружающий мир.
    Творческих вам успехов!
     
    < Пред.   След. >
    Rambler's Top100