Белое море 1999 год - фотограф Сергей Богданов :: sailingphoto.ru

SAILINGPHOTO.RU - ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЯХТЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ

Sail TV представляет:

Коммерческая фотосъемка

commercial

Раздел находится в разработке пожалуйста, зайдите позже!

Центр яхтенной подготовки AMC

Для любого фотографа, чьей основной темой является парусный спорт и яхтинг во всех его проявлениях, очень важны постоянные контакты с интересными и увлеченными морем людьми. Один из моих старых и добрых друзей, с которым я прошел не одну тысячу морских миль и снял не одну сотню кадров, кстати, не только как фотограф, но и шкипер, и яхтенный инструктор, - Яхтенная школа Центра яхтенной подготовки АМС

Ребята отличаются очень высоким профессионализмом, легкостью на подъем и необычайным энтузиазмом, с которым они воплощают в жизнь все свои проекты, будь то традиционное обучение будущих яхтенных капитанов, экзотическая флотилия на Таити или веселая приключенческая регата в Греции или Хорватии, – с ними всегда приятно работать.

Главная arrow Статьи arrow Белое море 1999 год
Белое море 1999 год
Написал Сергей Богданов   
Неопубликованные записи из судового журнала.
Участники:
Сергей Богданов – капитан;
Андрей Ивановский – матрос;
"Фэтис" – яхта

В яхт-клубе "Химик" заходило солнце. Его последние лучи, проникая сквозь опоры железнодорожного моста, объемно прорисовывали свалку коробок, рюкзаков и мешков, занимавших борта, нос, кокпит и прочее свободное пространство яхты "Фэтис". Был день отхода.
Из многочисленных вариантов попасть на Белое море, да еще на яхте, пришлось остановиться на самом эффективном – автомобильном. Не скажу, что это дешевый вариант, но иначе мы сидели бы в Москве неопределенное количество времени, ожидая сухогруз, идущий в нужном направлении. От Москвы мы добежали до Архангельска за 38 часов, включая заправку, еду, сон и посты ГАИ. В яхт-клубе "Норд" нас встретили словами: "Вы на регату пришли?" Оказалось мы приехали за день до старта Солвецкой регаты. Это очень помогло нам при оформлении документов на выход (а это спасательная служба, портнадзор, пограничники). Спасатели быстро подписали судовую роль и план плавания, а портнадзор я прошел только со второго раза из-за отсутствия отметки о прохождении техосмотра. Пограничники-же увидев отсутствие печати выпускающей организации тут же сурово заявили, что не выпустят. С таким случаем - частной яхтой – в своей практике они похоже еще не встречались, но красный штемпель "КАБОТАЖ" я, все-таки, получил. С припиской от руки "По данной судовой роли убыло 2(два) чел. в Белое море. Без права захода в иностранные порты". "А при чем тут иностранные порты" - спросил я. "На всякий случай" – сказал пограничник.

17 Июля

22.20. Вместе с яхтой "Мустанг" Архангельского клуба "Норд" вышли на Соловецкую регату.

18 Июля

00.12. Идем за "Мустангом" по Маймаксе - одному из руковов Двины. Первый встречный корабль. Настоящий морской. Идет в проводке маленьким таким буксиром. "Пионер Якутии" (а может там действительно есть пионеры?) передал прогноз на завтра "Ветер S, SE 8-13м/с, волна 1-1,5м., штормового подтверждения нет, льда тоже нет."
01.54. Видимо мы уже идем по морю. Карта так говорит. С одной стороны берег пропал, с другой тянется Зимний берег и о. Мудьюгский впереди. Вода пресная.
03.02. "Мустанг" равномерно удаляется к горизонту, в спину светит яркое уже солнце, на небе ни облачка, синейшая вода – мы идем по Белому морю!!! Вода по прежнему пресная.
09.44. Принял вахту у Андрея. Солнце светит, яхта бежит, до стартового буя около 4 миль. Ветер, правда, дохлый скорость 2.5-3.5 уз. Впереди блестит парусами "Мустанг", по правому борту видно еще две яхты. Вода, наконец, стала чуть солоноватой. Решив сэкономить соль, а скорее просто из любопытства готовим на этой воде макароны "по флотски". Блюдо получается отвратительного горько-соленого вкуса.
10.36. Дошли до буя и встали на якорь. К 11.00 собралось 9 яхт. "Мустанг" сообщает всем что мы – московская яхта. Некоторые подошли знакомиться. Говорят, что мы редкая птица. Готовим спинакер. Вдруг все как-то подобрались, вспухли спинакеры и яхты пошли. А у нас только грот поднят. Так и стартовали в 12.03 под одним гротом, а потом уже вздернули спинч...
14.20. И боремся с ним до сих пор. Гонка растянулась по ширине миль на 5 и идет в том же порядке, что и стартовала. Мы – предпоследние. Последними идет судейская яхта.
18.00. Половина яхт пошла более северным путем и сейчас может быть можно разглядеть одну из них в бинокль. Пять других, в том числе и мы, пошли кратчайшим, по карте, пути. Формально все хорошо, идем под спинакером, скорость 5-6 уз., но... мы идем последними. Отставание наше на это время составляет около 4-5 миль, то есть мы идем примерно на один узел медленнее остальных. С левого борта ползет примерзкая туча в полнеба. Ветер у земли и облака наверху идут в разных направлениях. Андрей спит, несу вахту один. Ветер потихоньку усиливается, волны подрастают.
19.00. С левого борта, позади, остался г. Пертоминск – самое лучшее, да и вообще единственное место на этом берегу, где можно отстояться. Погода нравится мне все меньше и меньше: белые гребешки – везде, снасти посвистывают, волны примерно высотой в борт – 0.7-1м. Спинакер пришлось убрать.
20.00. Похоже пора брать рифы на гроте. Зову Андрея. Тот страдает от морской болезни и сидит в носовой каюте. Ну ладно, попробую сам. Ложусь в дрейф, приспускаю грот. Потеряв ход, яхта начинает плясать на волнах, и я получаю и бортовую, и килевую качку одновременно. Подвязываю рифы. До нока гика не добраться – висит далеко за бортом. Одна, другая попытка, палуба уходит из под ног, удерживаюсь чудом, ухватившись за грота-шкот. Черт. Надо было надеть страховку – один ведь на борту. Наконец, поймал нок, набил грот, лег на курс. Иду бортом к волнам, подрабатываю рулем, как будто на горках катаюсь. Взлет – руль резко от себя, вниз – руль к себе и т.д. Скорость около 4 узлов.
Появился зеленоватый Андрей. Рулим попеременно. Вокруг становится только хуже. При ветре 9-12 м/с волны идут около 1.2-1.6м., т.е. высота волны равняется высоте сидящего на палубе. Проваливаешься внутрь – горизонт пропадает, поднимаешься вверх – смотришь на все вокруг как-бы с палубы корабля. Пенные гребни накатывают с борта, бьют в корпус и рассыпаются, убегая с другой стороны.
Как потом выяснилось, погода эта называется "свежий ветер", а для нас "московских яхтсменов" – так полноценный шторм. Но я уже пообвыкся, могу перемещаться по яхте, Андрей-же не сдвигается никуда с кормы. Наверно все вместе – усталость, страх и морская болезнь – дали мне малопригодного для решительных действий матроса.

19 Июля

00.30. В видимости появляется м. Становище – это уже близко от точки поворота у о. Жижгинский. Внезапно ветер стихает настолько, что грот уже не держит яхту на курсе и мы просто болтаемся на воде. К этому времени, как раз, начинают подходить дальние волны, набравшие высоту в море. С одной стороны пенных гребней становится меньше, а с другой – высота волн увеличилась. Яхту кладет градусов на 30-40 от вертикали. Ну и, соответственно, нас сносит к берегу. Андрей настойчиво просит включить мотор. Опускаю грот, включаю "ход", но при такой высоте волны мотору очень тяжело. Надо держать курс вдоль волны, а иначе винт вылетает из воды и врезается обратно – вобщем, скоро мотору конец. И действительно, минут через 10 звук его работы меняется и мотор глохнет. Попытки запустить не имеют успеха. Предчувствие не обмануло – мотор в море не помощник. И мы, при убранных парусах и неработающем моторе, болтаемся по волнам. К счастью появился ветер, надо поднимать паруса.
00.50. Сил работать практически не осталось. Выхожу к мачте. Болтает так, что когда нос падает вниз, захватывает дух. Ветер бъет по застрявшему парусу. Андрей пытается развернуть яхту носом к волне, но это получается плохо. Вздергиваю грот. Грота-фал каким-то образом перепутался с вантой (???). Грот вниз, отцепил грота-фал, поймал его, летающего по яхте, перезавел, поддернул грот. Латы опять цепляются за ванты, две – сломаны. Наконец грот стоит. Выбираю шкот, отбираю у Андрея руль, ложимся на курс. Осматриваюсь. За время борьбы с мотором и парусом нас снесло течением назад на пару миль. Набираем ход. Дует точно в корму, но идти так невозможно из-за встречных волн. Переходим в бакштаг. В 3 галса доходим до траверза м. Становище. Далеко впереди в дымке виден о. Жижгинский, где нам поворачивать. Еще два часа и мы подходим к поворотному бую. Волны стали ниже, опять навалилась усталость. Андрей спит на палубе, съехав внутрь своего спасжилета. Даешь ему руль, он открыв глаза сначала вообще ничего не понимает, дергает его туда-сюда, грот перебрасывает, я злюсь, а сам не лучше. Начались галюцинации. Будто-бы справа от отворота капюшона стоит... магазин. Беленький такой, чистенький. Поворачиваешся – волны до горизонта, смотришь вперед – стоит сбоку, совсем рядом. Бороться сил нет. Пусть себе стоит. По воде бегут синие и красные полосы. У Андрея – кружочки, квадратики и треугольнички , и тоже – в полный цвет.
04.15. Обогнули буй. Зашли в тень острова, волны сразу затихли, дует средний ветерок. Единственное желание – спать. Последние часа четыре мечтаем обогнуть остров и встать на якорь, какая там гонка.
Из лоции следует, что на этой стороне острова якорных стоянок нет. Подходим по лагу и, кабельтовых в двух от берега, натыкаемся на камни. Вторая попытка – с тем же результатом. Приходится признать, что стоять нам у Жижгинского не удастся. По карте ближайшее убежище – о. Анзер. Передаю руль Андрею, он держит примерно в нужную сторону, спускаюсь вниз снимать координаты для JPS. Внутри полный бардак, сиденья завалены выпавшим с полок барахлом, карту расстелить негде. Все движения через силу. Снимаю координаты, записываю в JPS. Идти нам еще 24 мили. При скорости в 4 узла это около 6 часов. Никаких эмоций от этой мысли не испытываю, просто надеюсь, что рано или поздно дойдем. И упадем на лежанки. Часа через два ветер стих. Под гротом и генуей делаем от силы 2 узла.
10.10. Повернули у мыса Колгуев к якорной стоянке в губе Капельская. Тепло. Светит солнце. Сидящий у руля периодически впадает в забытье и только хлопок паруса заставляет открыть глаза.
13.05. Бросили якорь в Капельской губе. И даже поели горячего. И спать.
Это был первый в нашей жизни морской переход. Мы прошли 139 миль со средней скоростью 4 узла. И не спали 50 часов. Вернее я спал 2 часа на подходе к месту старта, Андрей (в сумме) часа 3-4.

20 Июля

00.19. Проснулись. Огляделись. Хороший ветер от Е, но мы от него защищены. Отданы становой якорь с носа и складной с кормы. Ушли спать.
08.00. Проснулись от ударов о камни. Выскочили на палубу. Ветер от S, точно в губу гонит волну около полуметра и прикладывает нас килем точно к камням, выступающим, как теперь разглядели, над дном. Кормовой якорь не держит, а становой, отданный на 2-3 глубины пополз в сторону, естественно, камней. Колотит так, что киль тут-же дал течь. Достается и перу руля. Двигатель не работает. Попытка перезавести кормовой якорь успеха не имеет. Надуваем лодку. Я подтягиваю яхту к якорю, киль сходит с камней и скребет о песчаное дно. Перо руля к счастью, тоже сошло с камней. Плохо, что длина якорного троса сейчас всего 4 метра и сорвать может в любой момент. Проходит час, другой. Прилив идет, но очень медленно. Дно царапаем все реже. И тут, видимо, якорь пополз. Нас сносит на сплошную гряду камней. Снова яхта, проседая между волнами, утыкается в преграду камней и вздрагивает вся, до самого топа мачты. Надо уносить ноги. Пытаюсь запустить мотор – работает, но как-то очень странно. Андрей выбирает якорь, я включаю ход. Мотор глохнет. Якорь снова в воду. Вторая попытка. Газ на максимум, скорость, пошел. Очень медленно и неуверенно, вот-вот заглохнет. Якорь на борт, отходим. Метров через 30 мотор глохнет. Якорь в воду. Третья попытка – неудачно. Но от камней отошли. Отдали 5 длин станового, Андрей на лодке завозит второй складной якорь метров на 20-25. Якоря взяли.
Осматриваем разрушения. Килевые болты осушили, больше не текут. Руль подбило снизу к корпусу, поворачивается с большим трудом. Свесившись за борт можно увидеть, что перо загнуто буквой J сантиметров на 10, образовав своеобразную бульбу. Донышко пера разбито, видно заполнитель.?С берега подходит на "Прогрессе" лесник Витя. Выясняет, что у нас в моторе сгорела верхняя катушка, а на нижней мотор не пойдет, т.к. свеча заливается топливом. И катушка у него оказывается есть. Я фотографирую облака. Погода – сказка. Собираемся и уходим на берег. Идем на гору Голгофа мимо замечательных лесных озер, обширных болот, полчищ комаров. Возвращаемся к озеру внизу, купаемся, стираемся и возвращаемся на яхту. Начинается ремонт. Часа через полтора все готово. Пробный запуск "Ветерка" радует. Через час-полтора подошел Витя, привез окуньков и треску. Это подвигло Андрея на лов рыбы и он поймал ее в 22.15. Первую беломорскую рыбу. При ближайшем рассмотрении она оказалась бычком. Несъедобным, но красивым. За ней последовали несколько ее собратьев. Переночевали с нами на яхте.

21 Июля

10.00. Проснулись. Ветра нет. Тишь да гладь. Выпустили вчерашних бычков. Андрей героически принялся чистить рыбу на уху. Треска отправилась в гриль. Собираемся отходить, благо появился ветер. Радио передает, что к нам, на север, движется южный циклон. Прокладываю курс по карте под усиливающийся ветер. Когда все готово выхожу на палубу. Ветер свистит в снастях, дождь бъет в лицо, начинается волнение. Ветер дует из-за мыса, поэтому волнение не сильное, но не совпадающее с направлением ветра. Стоит волнам совсем немного изменить направление и мы в ловушке. Внимательно смотрим на якоря. К 23.00 все разошлось и расходилось, ветер еще усилился, волны (под прикрытием мыса!) до 1 метра, идет отлив. А сзади камни. 
Якоря держат. Несу вахту по наблюдению за береговыми ориентирами, которые видно все хуже и хуже из-за пелены дождя. Порывы настолько сильны, что яхта вся дрожит, сопротивляясь силе ветра. Попытался подтянуться на одном из якорных концов – не получается, натянут как струна, сил не хватает. Вперед смотреть невозможно – по лицу колотит дождь и пена с гребней волн.

22 июля

02.00. Наверху ни просвета. Давление стоит на месте. Яхта тоже. К 03.00. ветер стал менять направление и стихать, остались дождь и волны. Как только вокруг утих свист, стал различим грохот волн на мысах у входа в губу, волн которые нас, к счастью, не достали. На удивление все позади, якоря удержали, на камни не сели. Можно спать. В яхте все намокло, спальник можно выжимать. Не раздеваясь залезаю в него и проваливаюсь.
11.00. Подъем. Открываешь глаза и сразу прислушиваешься – к чему готовиться. Слабая качка, тишина, вдали шумит прибой, барабанит дождь. Ветра нет. Туман.
13.20. Над нами стоит (идет, висит?) циклон. Дождь, ветра нет. А без него – как выйдешь? Губа уже навязла в зубах. Вяло готовимся. Подходят местные на "Казанке", говорят, что идут на Соловецкий остров, предлагают идти вместе. Куда нам, с нашей скоростью.
16.00. Наконец пошли. Выходим из Капельской мотором, когда глубина увеличивается, ставим паруса. Берем курс в Анзерскую салму – пролив между о.Анзер и о. Соловецким. Дует очень вяло, но идем. Вокруг то-ли дождь, то-ли туман, иногда проблескивает солнце. К 19 часам ветер полностью стих. Вода как стекло, берег еле видно в тумане, куда дрейфуем – не ясно, похоже назад. Вокруг шумно дышат нерпы. Одновременно можно увидеть 3-4 головы. Значит есть рыба. Андрей готовит снасть.
Впереди в салму тянется туман, который скоро обволакивает яхту и все вокруг. Паруса полощут только при переходе с борта на борт.Блесна висит за кормой вертикально вниз. Тишина. Делать нечего, поэтому пьем чай. Рыбы нет (и не будет).
20.13. Потянуло ветерком с юга. Побежала мелкая рябь по воде, заполоскали паруса. Подхватив этот ветерок яхта заскользила вперед. Тихо журчит у форштевня вода.
Постепенно туман отступает. Уже виден Соловецкий берег и каменная гряда, которую нужно обойти левым бортом, а там повернем вокруг Соловецкого острова. Но это потом, а сейчас вдруг поменялся ветер. Из южного стал северный. Не сильный, но в лавировку даже крен появляется. От камней – к Анзеру, от Анзера – к камням – 4 галса и мы выходим из салмы. На выходе попадаем в сулои. Это когда сталкиваются разные течения. Впечатление как будто идешь над мелью. Волны толкутся, белые гребешки рассыпаются. А то просто стоит волна, стоит просто посреди моря. Ветер тащит хорошо, скорость до 4,5 узлов в бакштаге. Еще один поворот, и ложимся на полный курс. Идем в видимости Соловецкого острова. Волны с кормы, да вот попали в попутное приливное течение. К ветровым волнам, приходящим в корму слева добавились волны течения, приходящие в корму справа, высотой до 0.7 метра. Яхта то подскакивает, то зарывается, но идет бодро вперед. И течение помогает.

23 июля

01.44. Спускаемся вниз (по карте) вдоль острова. Опять ползет туман, ветер стихает. Курс полный, а ветер настолько ослаб, что ходу имеем 2-3 узла.
03.00. "Сошел с ума" JPS. При включении "ищет" спутники 10-15 минут и не находит. Ситуация нелегкая. Счисления графического не вели, можно только предполагать направление нашего движения, но не реальное местонахождение. Карта говорит, что изобата 20 метров проходит как раз через входной буй залива Благополучия. По ней и идем, вне видимости каких либо ориентиров.
03.30. С левого борта в тумане чуть заметен маленький кусочек берега и на нем навигационный знак. А на карте – ничего, никаких знаков в этом районе. Где же мы? Знаки установлены только на островах, намного ниже точки поворота в залив. Может проскочили уже в тумане? Продолжаем идти по изобате.
04.15. JPS заработал. Перепутав все стороны света он "забросил" нас на 178 градус Е, т.е. примерно в Анадырь на Беринговом море и, по его мнению, пройти нам нужно было до входного буя всего около 5000 миль. После нового набора координат Магелан сообщил что шли и идем мы точно, и осталось всего 4 кабельтовых до точки. По глубинам прошли 5 миль.
04.24. А вот и буй показался в тумане. И вход в залив. Створных знаков мы, кончно не видим,а ширина судового хода здесь - 30-40 метров. Ветер вполне дует, но противный и почти по оси створа. Идем галсами в тумане, ход хороший. Пора бы и уменьшить скорость, т.к. подходим к опасностям. Берем риф на гроте, скорость упала, появился значительный дрейф под ветер.
05.00. Включили мотор. Вот показался остров со знаком, у него – мель, с другой стороны – тоже. Держим к острову. К счастью он обвешен. Минуем остров, переходим со входного створа, так нами и не увиденного, на створ ведущий к монастырю. В лоции он упоминается, а на карте – нет. В тумане виднеются какие-то буи-сигары вроде тех, что стоят на Рыбинском море. А вот и вехи напротив. Стало быть буй – красный, веха – зеленая, система МАМС, регион А. На минимальной скорости проходим по фарватеру, шириной действительно метров 40-50. Впереди начинают проявлятся контуры монастыря. Подходим к двум стоящим на рейде яхтам. Выключаем мотор. Мелко моросит дождь. Полная тишина, какая бывает только ранним утром. Отдаем носовой якорь. Яхту разворачивает и бъет по камням. Снимаемся, переходим на другое место. Отдаем носовой, затем кормовой якоря. На двух оно надежнее. Глубина 5 метров.
16.00. Дойдя до Соловецкого монастыря хочется попасть на берег. Перебираемся к центральному причалу, где и выясняем, что яхты регаты, вместе с которой мы начинали это плавание, стоят в Тсухом докеУ за монастырем. Чалимся в этом самом доке, сейчас пустующем. Мальчишки, сопровождавшие нас от причала предлагают экскурсию по монастырю – туристским бизнесом здесь, видимо, занимаются все.?Экскурсия была забавной. По крышам. Местные ребята облазили монастырь весь сверху донизу, на все верхние ТобзорныеУ точки забрались и мы. После подъема по лестнице и прохода полутемным коридором, надо было выбраться через разбитое окно на крышу, пройти по ней и по деревянным чешуйкам главки, забраться в дверцу на стене, подняться по внутренней лестнице и, наконец, оказаться на самом куполе собора. Оттуда мы и увидели возвращающиеся с очередной гонки яхты регаты.
Регата нас тепло приветствовала, особенно "Мустанг", интересовались что с нами было и где мы были. Мы зашли в гости, к нам зашли гости. "Сухой док" забит яхтами, "Фэтис", как самая маленькая, среди них просто незаметна. На мачтах сушатся паруса, на гиках и релингах – костюмы. По берегам разложено снаряжение: концы, кисы, паруса, вещи. Вобщем маленький парусный табор. Где-то идет ремонт, где-то ужин, а на "Мустанге" поставили перед мачтой железную трубу и затопили в салоне дровяную печь. Очень полезная вещь, говорят, при здешнем климате. А снаружи смотришь – не хватает двух колес с лопастями по бортам.

24 Июля

12.00. Гонка, пожелав нам всех благ и футов, ушла на последний этап – до Архангельска. Из гавани торчит теперь только одна мачта – "Фэтис". Мы продолжаем "культурную программу". Снова обошли монастырь и в 18.00 отправились осматривать дамбу.
Свою ошибку мы поняли отойдя уже довольно далеко от монастыря. Во-первых – 9 километров в одну сторону – 18 в оба конца – дневной переход для пеших туристов. Во-вторых – это только на дамбе дорога ровная и сухая, сохранившаяся практически полностью, а по острову идет заросшая, заболоченная, разбитая тропинка, кое-где переходящая в настоящее болото. В-третьих – комары.
Через 2 часа мы выходим на дамбу. Через море вьется дорога. Вид огромных валунов сложенных так хорошо, как будто это было совсем недавно, впечатляет не меньше, чем туристские объекты иных стран, но, вобщем... можно и на открытки смотреть. Походили, посидели, поснимали, выпили пива и в 22.00 двинулись в обратный путь. По дороге меня мучила жажда, Андрея – комары. Где-то на полпути, не выдержав, хлебнул воды из озера, как-то позабыв про братца Иванушку и его чудесные превращения в рогатый скот. До яхты добрались за 1час 40 минут и легли спать с намерением завтра пораньше отчалить.

25 июля

Уйти не удалось. Видимо, жил кто-то в том озере недружественный, и сегодня я страдаю от отравления. В состоянии отвратном, изучаю содержимое аптечки. Уголь и еще что-то от инфузорий и диффузорий проглотил в немалом количестве и валяюсь в каюте. На улице солнце светит, ветерок легкий дует, ходить можно в одних шортах – настоящее лето. Под вечер вроде отпустило и сходили мы к лабиринтам, имевшим, помимо прочего, несколько интересных образцов фаллических символов.

26 июля

15.00. Отвалили от берега. С погодой все хорошо – пасмурно, ветер NE. Прогноз говорит, что ждет нас ветер N, NE 4-8 м/с, волна 1-2 балла, видимость 5-6 до 9 баллов (очень плохая). В некоторых районах, перечисленных по номерам пройдут грозы. За незнанием номера нашего района, эта информация не имеет смысла.
Выйдя на чистую воду в 18.20 подняли по полному курсу спинакер, но курс очень скоро оказался не совсем полным, вернее совсем даже бакштаг, яхту стало сильно кренить. В18.40 спинакер заменили генуей. Идем бодренько около 5 узлов, до 6 даже бывает.
19.35. Легли на очередную точку, в обход мыса Печак и пошли совсем остро. Яхта лежит на боку, но идет хорошо, только волны мешают. Короткая она очень. В следующую точку мы, правда, попасть не можем – ветер от NE, как раз куда нам надо, но ничего, отойдем подальше и сделаем галс.
По горизонту разбросаны острова. Выбирай любой и иди. Правда ягод еще нет, грибов тоже нет, а с рыбой... лучше чем без нее. Да и курс у нас совсем даже туда, где островов никаких нет, а есть Летний берег и любимый остров Жижгинский.
А в это время на юге...
На юге движется гроза. Несколькими характерными облаками ползет в нашу сторону, хотя ветер дует ей навстречу. Острова со стороны грозы постепенно растворяются в пелене дождя. Слышится гром.
20.27. Сменили галс. "Уходим" от грозы. Да и она вроде пошла на Соловки. Ветер рваный, волнение слабое, впереди Муксалминский риф. На отметке глубиномера 17 метров делаем поворот и начинается дождь. Ветер усиливается, меняю геную на №1.
21.50. Переход. Курс "0". Ветер продолжает усиливаться, беру рифы на гроте, и в таком виде на нас наваливается гроза. Дождь заливает глаза, обувь вымокла мгновенно. Смотреть вперед тяжело, проще рассматривать картушку компаса. Но это все бы ничего. Гроза, она тем и гроза, что периодически сзади всыхивает и тут-же раздается гром. Рядом значит, совсем. Статистики по попаданиям молнии в мачты у меня нет, но с точки зрения грозы, яхта представляет собой замечательную мишень, выставив на 11 метров над водой металлическую палку.
22.15. И мы не выдерживаем. Спешно открепляется леер, с гика отстегиваются все проводки и он отправляется одним концом в воду. Вперед нас тащит, а вернее еле волчит стаксель №1. Молния шарахнула в паре кабельтовых от нас. А в Америке продается патентованная этакая металлическая щетка для защиты яхт от молнии. И гарантия у нее есть. Андрей, правда, говорит, что сейчас поможет только икона Николы-угодника. Готовые прыгнуть за борт, сидим в середине кокпита, подальше от всего металлического и молимся-не-молимся, но пожелание ко всяким внешним силам у нас есть. Действительно страшно. Ветер стих, волну прибило озверевшим дождем, курса никакого нет, сидим, ждем.
23.54. Еще живы. Молнии режут небо, но уже впереди. По прежнему хлещет дождь. Гик из воды пока не вынимаем – из предосторожности. Да и смысла нет – ветер отсутствует.

27июля

00.11. Вынули из воды гик, подняли грот. Ветерок, все тот же, от NE, набирает силу.Значит опять острые курсы. Отмечаю наше положение на карте согласно навигатору. Дрейф составил около 2 миль в противную сторону, но на ходу мы их быстро наверстаем, да и вообще, как говорит Андрей, "жизнь налаживается". Скорость – до 5 узлов.
02.53. Проходим правым бортом мыс Летний Орлов. На нем даже различим работающий маяк. А через несколько минут ветер угасает и все скрывает завеса дождя. Паруса вроде не совсем повисли, Андрей считает, что нас толкает вперед не сила ветра, а сила ударов капель дождя. Волнения нет. Можно спуститься в каюту, где намокло все, что впитывает влагу, и приготовить горячий чай. Андрей, накрывшись капюшоном дремлет на корме. Временами надувает ветерок. Временами наливает дождик. Ползет туман. Дрейфом яхту сносит вбок, в губу Конюхова. Очень медленно, но движемся вперед и к 6 утра добираемся до губы Летняя Золотица. Здесь начинаются просто чудеса. При ходе парусами мы никак не можем попасть к вехе, ограждающей Сатанинские корги (каменистая мель с глубинами 0.5 м.). Нас относит в сторону, разворачивает, меняется ветер. Последнее средство – мотор. Заношу координаты в JPS, ходу получается 1.1 миля и движемся по штилю вперед. Видимости берега, естественно, нет. 
JPS отказывается вести нас к точке – то она слева, то справа, то вообще сзади. Ладно, веху обойти нетрудно (кстати нет ее, вехи этой), труднее найти на невидимом берегу створ. До него, по карте – 2 мили. Снова в прибор вводятся координаты. Навигатор уверенно показывает 29 миль назад. И менять своего мнения не хочет. Выключаю упрямый прибор, идем на ощупь. Примерно в миле от яхты в тумане показалась береговая линия, но ни створа, ни поселка пока не видно. Губа очень широкая, в какой ее части искать ориентиры – неясно. Монокуляр промок, ничего, кроме капель на линзах, в него не видно. Со стороны берега доносится шум мотора, но откуда...
Продолжаем идти по компасу и в полумиле от берега я опознаю береговой створный знак. А второй? Находится и он, но яхту сильно снесло с курса и еще минут 10 требуется, чтобы на этот створ встать. У створа и встаем в 1.5 кабельтовых от берега, на глубине 6 метров, в 09.15.
21.04. Сборы наши были долгими. Фото и видеотехника, инструменты для ремонта резиновой лодки (пробилось днище) "корзиночка для пикника" – потребовалось не меньше часа, чтобы уложить все это в лодку, да еще навесить на транец мотор. Как обычно на стоянках – яркое солнце, легкий ветерок.
Идем вправо, мимо деревни к песчаному откосу. Вытащили лодку, походили босиком по теплому песку – действительно это море! Волны накатывают длинными полосами, гребни опрокидываются, не доходя до берега. Райское место. Следующий заход – в деревню. Поднимаемся по реке метров на 800 и сливаемся, с течением, обратно. Последний пункт – сосны на песке слева от створного знака. Очень красиво. Зашли так далеко, что яхта еле различима.
Расстилаем полотенце, разливаем коктейль и пикник начинается. Со стороны это выглядит наверно забавно – двое ходят по берегу туда-сюда со стаканами в руках, изредка встречаясь, перебрасываются парой слов. Этакий променад. Правда попутно они хлопают себя свободной рукой по всем доступным частям тела, т.к. кусается здесь все, что летает. А летает все, что шевелится. Закончив с первым коктейлем, а скорее не выдержав, разводим костер, и сидим в его дыму (отчего потом, на яхте, появился стойкий запах костра). Ближе к закату вдруг начинаем искать пескожилов, но безуспешно. 
Полоса облаков антициклона через все небо уходит к горизонту, туда, где в темную тучу опустилось солнце. Небо ли, берег ли, или мистическое сочетание моря и костра у самого прибоя, отбрасывает в небытие современный мир. Здесь хочется жить и сочинять. Сказки.

28 Июля

Встали по хорошей погоде. Пока собирались с W стали подтягиваться облака. Ко времени нашего обычного старта стало ясно – ясно не будет. И я сел делать ручной лаг.
И правда, около 16.00 начал накрапывать дождик, перешедший в сильный дождь, продолжавшийся до 22.00. Это было удивительное ощущение. По всему, мы должны были быть в море – мокрые, в дрейфе, вобщем как обычно нам достается. А мы сухие, в сухой яхте болтаем и читаем. Правда, при этом стоим на одном месте. Кто-то кого-то перехитрил. За время дождя ветер, иногда появлявшийся над водой, четыре раза менял направление и к 23.00 остановился на W. Давление за день упало.

29 Июля

Нам удалось встать рано. И, несмотря на ремонтные работы (упала полка с книгами и посудой), решительно выйти в море в 11.30. Погода как по заказу – синее небо, большие белые облака. Тепло. Правда не обошлось без сюрпризов. Когда делал курсовую прокладку ветер был S. Когда подняли паруса и пошли – NE. Выходим из губы в лавировку при слабом ветре. Самое время сделать несколько кадров яхты со стороны. Зрелище весьма романтичное, яхта смотрится великолепно. Постепенно галс за галсом выходим из губы.
Настало время испытать новый прибор – лаг ручной. Андрей смотрит на него с недоверием. Проверка показала, что прибор работает, времени эта операция занимает 2-3 минуты. Состоит процесс измерения в выбрасывании за борт сектора, за три угла соединенного с "измерительным" концом. Сектор зависает в воде, конец разматывается. Через 10 метров – первый узелок, пошел отсчет 15 секунд. Сколько узелков через руку прошло – такова и скорость. Все просто и понятно: 1 узелок – скорость 1 узел; 2 узелка – 2 узла и т.д. Вот, например сейчас он показывает скорость 1.3 узла. Такими темпами мы и за неделю не доберемся.
Ветерок начинает поддувать, в 18.40 прошли зону сильного встречного волнения, с крутой волной до 1.5 метров. Шли мы в это время вдоль так любимого нами острова Жижгинского, который опять обхомим с севера. Это добрых 3 лишних часа. Знак на отмели еле различим впереди. Скорость не ахти – около 2 узлов, и галсы к острову, от острова.
19.30. Устроили ужин из разогретых консервов. Андрей уже вполне может есть в качку, даже сидя внутри, и ничего ему не делается. То-ли устал, то-ли привык.
20.00. Проползли-таки Жижгинский знак правым бортом, оставив его в миле. Скоро уже повернем в Двинский залив. Скорость около 3 уз., ветер средний, волна 0.5м. Сзади, в кильватере яхты, в небе висит неяркое вечернее солнце и от яхты к солнцу бежит, переливаясь и сверкая солнечная дорожка.
Еще через час прошли створ знака и маяка Жижгинского острова.Самая неприятная, как мне тогда казалось, мелководная часть позади, впереди "большая вода". И сразу-же вынуждены уходить галсом в море, т.к. ветер совсем неудачный – дует вдоль берега навстречу. И галс этот тоже неудачный, идти приходится против волны, скорость никудышняя, килевая качка. Это, однако, не мешает мне уйти вниз отдыхать на наветренном борту. Спать невозможно – нос взлетает вверх, с глухим ударом падает на следующую волну, наверху, над головой, молотом стучит свободный люверс укороченного стакселя. Только удается отключиться от шума, как оказываешься на полу в проходе, расклинившись от бокового крена. Так уж точно спать не получится. В 23.30 выхожу на палубу – не шторм конечно, но очень близко. Беру рифы на гроте, с тоской смотрю на стаксель – еще немного и придется убирать. Вокруг свистит, яхту бьет об воду, волны подросли до 1-1.3 метра.
После перехода на другой галс становится получше – волна боковая, качки почти нет, только крен. Жижгинский наконец пропал из виду.
Ночи становятся все темнее, да и небо затянуто тучами, с картой можно работать только при свете. Но горящий в салоне теплый электрический свет, среди серых холодных волн создает иллюзорное ощущение тепла, защищенности и уюта.

30 Июля

03.30. Постепенно входим в ритм – 2 часа галс "в море", 2 часа галс – к берегу, до изобаты 20 метров. Ориентируемся только по глубинам, берег плотно затянут туманом, хотя до него меньше мили. Идет дождь. Андрей спит. Переложил румпель, набил стаксель, иду к берегу. Скорость 4-5 уз. Верер 4-6. Очень спать хочется.?Наконец не выдерживаю, бужу смену. Ситуация стабильная, ход хороший, можно отдохнуть.
Но спать удается не долго: опять там наверху что-то происходит, меня зовут.
Как вы думаете, за какое время можно одеться, выйти на ускользающую из под ног палубу, взять 2 рифа на гроте и, наконец, проснуться. У меня получилась где-то за минуту. Все, кроме последнего. Просыпаться не хотелось и я боролся с собой минут 10, в то время как яхтя прыгала с волны на волну, утыкалась носом в воду или прикладывалась бортом к пробегавшей волне. Вокруг все сатанеет – и ветер и вода. Снасти гудят, грот, даже с рифами, кренит яхту, волны растут. Из двух волн – вторая самая противная – яхта падает со всего маху на нее, нос уходит под воду – встали. А тут волна с другого направления доворачивает яхту, паруса теряют ветер. Скоро и совсем большие волны подошли – такие, что волны поменьше по ним пляшут. И высоты мы такой еще не видели – около 2 метров. Пришлось и передний стаксель положить – кладет сильно. Опустили стаксель – потеряли ход. Ветра хватает только чтобы держать яхту носом к волне. Страха на этот раз не испытываем, сидим наблюдаем весь этот кошмар.
15.35. В облаках образовался разрыв, выглянуло солнце. Гребешки с волн стали пропадать, ветер опять стал неустойчивым. Продолжаем скакать на "серых лошадях", стоя на одном месте.
16.40. Снова сплошная облачность, ветер слабый, меняем галс, идем к берегу. Волны постепенно стали масляными. Вдруг вдалеке проявился берег – просто стена тумана в одном месте стала темнее. Постепенно проявляется рельеф.
17.50. Ветер издох. Туман расползается. Море успокоилось. Стоим милях в двух от берега, паруса хлопают от качки. С юга (с берега) тянет новую череду туманов. В который, за этот день, раз накрапывает дождь. Капли звонко булькают в спокойное море. С берега еле тянет ветерком, скорость меньше узла, до Пертоминска – предполагаемого и всеми рекомендуемого места стоянки – 10 миль. Больше 10 часов. И 30 мы уже прошли.
18.50. Запустили мотор. Время начинает поджимать, матрос хочет в Москву и работать, работать, работать... На бодрых 4 узлах бежим вперед. А южный ветерок творит просто чудеса – вдруг входим в поток теплого, да что теплого – горячего воздуха, тут-же он сменяется холодным, тот – снова теплым и т.д. На палубе временами можно сидеть в одних плавках.
Из лоции Унской губы, к которой мы сейчас приближаемся, следует входить в нее по створам от 2 входных буев, т.к. с глубинами здесь проблема. В монокуляр никаких буев не видно. Уже и мыс прошли, и двигатель выключили, что бы скорость погасить, идем только стакселем – нет буев. В губе виден один какой-то, но он полосат, обозначает разделение судовых ходов. Нет, не входной он. Кстати и ветерок расходится – прямо из губы дует. "С таким ветром в Архангельск лететь надо" – усмехаюсь я, и мы начинаем пробираться к тому, видимому бую. Парус не работает, снова треск мотора, потихоньку идем вперед. У самого входа твориться неимоверная толчея – видно тут и ветер, и течения постарались. Мотор еле тащит, глубиномер начал обратный отсчет, появился дрейф. Впереди, слева и справа пошли мелкие волны – мель. На счете 1.6 метра разворачиваем яхту. Вернее просто гасим двигатель и за несколько минут нас выносит из губы. Смотрим друг на друга. Смотрим назад, туда где вспыхивает огонь какого-то створа и... берем курс на Архангельск.
21.53. JPS показывает 55 миль хода. Слабая волна в корму. Южный ветер. Под одной генуей делаем до 6 узлов. "На полном ходу" устраиваем поздний ужин и Андрей остается стоять вахту, с намерением скоро меня разбудить т.к. или ветер поменяется, или задует сильнее. Я отправляюсь в капитанский "гроб", слышна мягко журчащая за кормой вода, засыпаю едва успев вытянуться во весь рост.
Андрей таки будит меня через 3 часа. Оказывается он поставил грот и хочет чтобы я проверил правильность установки. Времени – часа 2 утра, этакий серый рассвет. Дует ровно в нужную сторону. Поскольку просыпаться меня никто не просил, киваю гроту и Андрею и убираюсь обратно

31 июля

05.32. Принимаю вахту. Погода – сказка. Ветер все тот-же. Солнце уже встало, небо голубое с легкими облаками. До подходного фарватера остается 19 миль. Андрей, очень довольный всем на свете падает замертво на диван. Я устраиваюсь поудобнее, наблюдаю как начинается новый день. Яхта требует минимального внимания, хоть книжки читай.
На подходе к Подходному фарватеру мнения мое и JPS разошлись, когда глубиномер показал 1.7, а прибор указывал – вперед. Беру левее, к следующему бую, который и огибаю благополучно в 09.35 31 июля 1999г. По Подходному фарватеру иду на всех парусах. Фарватер узкий, ветер – бакштаг, постоянно сдувает к красным буям левой кромки. За генуей не видно что впереди. После расхождения с буксиром на опасном расстоянии, передний парус пришлось убрать. Ход упал. Пройдя так некоторое время запустил, в видимости уже коренного берега, двигатель.
12.25. Вошли в Маймаксу. Теперь идем в берегах, основное желание – быстрее пройти. Да больно далеко. Бак бензина съели примерно на полдороге. Вокруг плоты, их не было когда мы уходили, множество лодок и, конечно, город Архангельск, протянувшийся дачами и заводами почти до самого моря.
17.20. Поймали наш здоровенный красный буй, развернулись кормой к берегу, заложили швартовы за утки и сошли на берег.
 Позже директор "Nord’a" удивлялся что:
мы вернулись,
оба вернулись,
мы вернулись сами, не на буксире, 
да еще и яхта осталась цела.
Рассказал он про москвичей, пригнавших яхту "Антарес" для учебных плаваний. После двух попыток "Антарес" ушел на Балтику. Не выдержали Белого моря.
Про яхту "Мария" на борту которой значилось – оз. Кубенское-Сухона-Сев. Двина – пришедшую два года назад. Тогда их так потрепало в море, что с тех пор яхта стоит.
Про то, как "Мустанг" не мог выйти целую неделю из Унской губы, ни парусами ни дизелем. 
И вообще, что вдвоем в море не ходят.
Но 400 миль, пройденные нами под парусом по Белому морю, как ни мала эта цифра, и как ни дилетантски выглядят некоторые наши действия, позволяет надеяться что "боевое крещение" мы прошли.
 
< Пред.
Rambler's Top100